Преобразования, наметившиеся на рубеже XX-XXI вв. в экономической, социальной и политической сферах российского общества, обусловили не- обходимость реорганизации государственно-правовой системы. Значительной вехой в процессе обновления российской государственности явилась законодательная регламентация основополагающих принципов конституционного строя, предусматривающих дальнейшее развитие федеративных и демократических начал.

Проведение реформы государственно-правового строительства в условиях исторически сложившегося многонационального и многоконфессионального состава народонаселения страны актуализировало ряд проблем, связанных с определением субъектного состава Российской Федерации, укреплением государственности, обеспечением целостности и сохранением государственного единства. В этой связи повышенный интерес со стороны законодательных органов государственной власти, ученых и практиков приобретают вопросы, касающиеся принципов территориальной организации публичной власти и оснований взаимодействия государства с субъектами, образующими его состав.

В процессе поиска эффективной модели правового регулирования публично-властных отношений пристальное внимание уделяется соотношению административно-территориального, экономико- регионального, геополитического и национального факторов, определяющих политику государственного устройства, механизму централизации, деконцентрации и деволюции государственной власти, основаниям разграничения предметов ведения государства и входящих в его состав субъектов.

Закрепление основных направлений демократизации политической системы российского общества предопределило актуализацию вопросов, связанных с законодательной регламентацией принципов организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, реализацией в системе региональных органов государственной власти и органов самоуправления непосредственного и представительного народовластия, разделением законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти.

Обозначенные проблемы государственно-правового строительства Российской Федерации повлекли целенаправленную активизацию правотворческой деятельности, в ходе которой первостепенной задачей является разрешение вопроса о целесообразности установления единства принципов организации государственной власти, структуризации и правомочности органов государственной власти в субъектах РФ.

При всем многообразии подходов к решению проблемы государственно-правового строительства РФ одним из приоритетных

3

направлений является признание ввиду территориальной протяженности государства и особенностей экономической, социальной и политической географии неравномерности экономического потенциала регионов страны, сложившейся между ними территориально-хозяйственной диспропорции, специфики демографического фактора и этнологического состава народонаселения. Вследствие экономико-географических, демографических, этнологических и геополитических особенностей российской государственности особое внимание акцентируется на сочетании административных, национальных и региональных принципов организации публичной власти на территории РФ.

Существенное значение в решении проблем государственно- правового строительства, создании реального и стабильного механизма правового регулирования государственно-властных отношений приобретает исторический правовой опыт, позволяющий проследить эволюцию государственно-правового развития России, выявить исторически сложившиеся методы и способы осуществления публичной власти, установить взаимодействие объективных и субъективных факторов, определяющих правовую политику в сфере государственного строительства, вскрыть причины, детерминирующие негативные процессы, выделить позитивные моменты, требующие осмысления и применения в условиях современного обновления государственно-правовых институтов.

Следует отметить, что при всей многоаспектности проведенных научных изысканий, посвященных изучению отечественного правового опыта государственно-правового строительства, не раскрытыми являются принципы реализации государственно-правовой политики России, проводимой в отношении восточного региона страны. Между тем, экономический потенциал восточного региона страны, геополитическая ситуация, связанная в силу военно-стратегического расположения Сибири с обеспечением обороноспособности и безопасности России, развитием всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, ярко выраженное своеобразие территориального, демографического и этнологического факторов повлекли во второй половине XVI – начале XX вв. активную правотворческую деятельность правящих кругов, направленную на разработку региональных принципов государственного устройства, установление особого механизма взаимодействия центральных и местных органов государственной власти, введение нетрадиционных форм организации местного самоуправления и суда.

Актуальность изучения исторического правового опыта в условиях современных тенденций по укреплению государственности и модернизации принципов государственно-правового строительства Российской Федерации и отсутствие специальных работ, посвященных вопросам формирования и эволюции государственно-правовой системы, действующей в отношении восточного региона страны, предопределили выбор темы диссертационного исследования.

4

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются государственно-правовые отношения, детерминированные правовой политикой Российского государства, проводимой в Сибири в системе регионального государственно-правового строительства в процессе территориальной организации публичной власти и реализации государственно-властных полномочий.

Предмет диссертационного исследования составляют правовые институты, характеризующие механизм правового регулирования государственно-властных отношений, складывающихся в политической системе российского общества в условиях расширения территориальных границ и установления на восточной окраине государства региональной системы государственного управления, самоуправления и суда.

Цель и задачи исследования. Вовлекая в научный оборот зако- нодательный, документальный, архивный, публицистический и исторический фактический материал, автор ставит своей целью проведение сравнительно-правового анализа оснований разработки, принципов и тенденций региональной политики государственного устройства России, организации государственно-властных и самоуправленческих начал, реализуемых на территории Сибири с учетом присущих ей особенностей социально-экономического и политико-правового развития.

Комплексный подход к исследованию правового статуса Сибири в государственно-правовой системе России во второй половине XVI – начале XX вв. обусловил постановку и решение задач, предусматривающих:

– определение факторов, детерминирующих разработку государством региональной политики в сфере государственного устройства и организации органов публичной власти;

– выявление тенденций в процессе государственно-правовой регламентации принципов территориальной организации власти на территории Сибири, взаимодействия общеимперских и региональных органов государственной власти;

– рассмотрение реформаторской деятельности правительственных кругов России и роли общественности Сибири в разработке механизма реализации на востоке страны государственно-властных полномочий;

– проведение сравнительно-правового анализа этапов правовой регламентации региональных принципов организации государственной власти в Сибири;

– исследование специфики организации, структуризации и функционализации в Сибири органов исполнительной власти;

– определение основных направлений реализации в Сибири принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

– раскрытие процесса формирования в Сибири органов суда общей и специальной юрисдикции;

– выделение особенностей законодательной регламентации правового статуса служащих в Сибири;