«Телевизорный завод – это заводской посёлок … сеть магазинов, школ, детских садов и яслей … кинотеатр «Мир» и Дворец культуры» – такими словами охарактеризовали роль завода телевизоров в развитии г. Красноярска авторы книги «Очерки истории Октябрьского района» в 1988 г. Из статьи Г.Н. Сизовой «Где был овраг, там сквер стоит» узнаём, что в конце 1940-х годов на территории будущего жилпосёлка завода (в архивных документах встречаем термин «Соцгородок») были огороды и ветлечебница. Галина Николаевна повествует, что проект жилпосёлка был разработан в Ленгипрогоре и называет фамилии архитекторов-разработчиков: А.Г. Николаев, А.В. Александрова, А.М. Григорьев, Э.О. Звартау и др. Достаточно пройти по улицам Баумана и Новой Зари и увидеть, что кварталы, построенные в начале 1950-х гг., сохранились практически без изменений. Ряд зданий того же десятилетия сохранились на пр.Свободном, среди них особняком – здание СОШ №21.А на фасаде школы – «вишенка на торте», самый заметный и очевидный символ эпохи – парный барельеф, изображающий не только пионеров, но и важнейшие профессии Страны Советов: шахтёров, музыкантов, колхозников, учёных и др. Изображение имеет не только художественную ценность как пример эпохи «сталинского ампира», но и историческую – барельеф показывает, о чём мечтали и думали советские люди в середине XX в.


В ходе капитального ремонта школы №21 (а он давно назрел, и слава Богу, что он состоится) предполагается демонтаж барельефов, т.к. официально здание школы не учтено как памятник истории и культуры. Союз краеведов Енисейской Сибири категорически не согласен с такой постановкой вопроса и принял решение доказать необходимость сохранения этого объекта. По информации Союза, в г. Красноярске больше нет школьных зданий не то что с таким же, а даже с аналогичным изображением. В настоящий момент мы проводим активную работу по выявлению подробностей создания барельефа, чтобы на основании этих сведений поставить его под государственную охрану. Что нам уже удалось выяснить?


В 1950-х гг. в посёлке Телевизорного завода были построены две школы: №35 и №21. В первой автору этих строк довелось учиться. В 1990-х гг. было не принято вспоминать, что когда-то школа имела отношение к уже закрытому в то время заводу: я узнал об этом только в нынешнем августе.
Из архивных документов мы узнаём, что «проект и смета на строительство школы на 960 учащих» были утверждены Министерством радиотехнической промышленности в 1955 г. Стоимость составила 2 289 130 руб. (ГАКК. Ф.р-2151. Оп. 1. Д.5. Л.8) Несомненно, речь о школе №21, т.к. школа №35 была построена в 1951 г., в 1952 г. выделялись средства уже на строительство забора вокруг неё, а рассчитана была на 440 учащихся (ГАКК. Ф.р-2151. Оп. 1. Д.5. Л.110). А вот когда была введена в эксплуатацию школа №21 – вот тут уже начинаются загадки…


В документе 1956 г. значится, что школа находится в стадии строительства, а именно – «кладка стен подвала». На техническом совещании 3 января принято решение облицевать фасады плиткой. Барельеф в документе не упоминается. Зато сказано, что строительство школы ведётся с 1953 г. (ГАКК. Ф.р-2151. Оп.1. Д.7. Л.236) Ошибка? Смету-то утвердили только в 1955 г. Далее, на 1 января 1957 г. школа на 960 учащихся числится как объект незаконченного капитального строительства (ГАКК. Ф.р-2151. Оп.1. Д.3. Л.34). А вот через год, в аналогичном документе этого объекта уже нет (ГАКК. Ф.р-2151. Оп.1. Д.3. Л.14-15) – значит, он был построен в 1957 г. Эта информация совпадает со сведениями официального сайт школы №21. Вот только в книге Г.В. Ульянова «Справочник краеведа» указана точная дата открытия школы: 18 февраля 1958 г. Член Союза краеведов Елена Владимировна Вагнер, изучив решения Исполкома Горсовета Красноярска, выяснила, что в это день были введены в эксплуатацию несколько школ, в том числе заводская школа на 960 учащихся. Вот только не завода телевизоров, а Радиозавода! А как мы узнаем из краткого обзора истории завода телевизоров в книге «Страницы истории радиотехники в Красноярском крае», на момент проектирования этот объект носил название Красноярский радиозавод. А уже потом получил №472, а затем – п/я 124. Может быть, в Горсовете назвали завод по «старой памяти»? Однако в помянутом решении Горисполкома указан номер: Радиозавод №121. Но завод с таким номером вообще не известен автору – современный Радиозавод носил номер п/я 1.


Как бы то ни было, в 1958 г. школа №21 уже функционировала. Члену Союза краеведов, Галине Николаевне Антоник, удалось обнаружить заметку в газете «Красноярский рабочий» от 27 февраля 1958 г. по данному поводу. Процитируем ряд выдержек: «школа №21, в которой сейчас расположен агитпункт [заметка посвящена подготовке к выборам в Верховный Совет СССР], существует только первый учебный год. Во время предыдущих выборов в Верховный Совет СССР здесь было картофельное поле. Да и вся нынешняя территории избирательного участка №83 была тогда пустырём». В заметке даётся описание заводского посёлка: «Широкие прямые улицы залиты асфальтом, окаймлены молодыми деревцами, ярко освещены. В многоэтажных домах квартиры со всеми коммунальными удобствами. Здесь открыты магазины – «Гастроном», промтоварный, мясо-молочный, овощной, большая столовая, швейное ателье, парикмахерская, сапожная мастерская. Работают отделения связи, сберкасса». От себя добавим, что свидетелями становления посёлка были два барельефа – на здании школы №21.


Из достижений школы №21 стоит отметить существование музея «Нормандия-Неман», созданного усилиями учителя истории, русского языка и литературы Я.А. Сидоренко. Этот музей занял третье место в РСФСР среди школьных музеев. Ещё из интересного – в школе существовал собственный духовой оркестр под руководством Г.П. Перфильева, в котором автору этих строк довелось играть в отрочестве.


Союз краеведов Енисейской Сибири продолжит свои изыскания, и приложит все усилия, чтобы придать зданию статус памятника истории и культуры. Вопрос в одном – успеем ли до начала ремонта, включающего демонтаж уникального для г. Красноярска барельефа?

Д.Ю. Хоменко